четверг, 24 января 2013 г.

О борьбе со стрессом

Большинство читателей Писания не считают родословия самыми захватывающимми отрывками. Фактическое отстранение от родословий обычных читателей резко контрастируют с одержимостью ими со стороны ученых-библеистов.
 
(Hamilton, V. P. (1990). The Book of Genesis. Chapters 1-17. The New International Commentary on the Old Testament (248). Grand Rapids, MI: Wm. B. Eerdmans Publishing Co.)


Имена, которые присутствуют на диаграмме, взяты из четвертой и пятой главы книги Бытие.

Историю про Каина и Авеля слышали все. Но библейская история не кончается убийством. У жизни Каина есть продолжения. У него была семья, дети. Также другие дети были у Адама.

Таким образом, до потопа существуют две ключевые линии потомков Адама - линия Каина и линия Сифа, который заменил Авеля.
Ключевые роли играют второе поколение, третье, седьмое, и, в случае с Ноем - десятое.

К тому же, есть совпадения имен. Седьмой от Адама по линии Сифа носит то же имя, что и третий от Адама по линии Каина. Девятый по линии Сифа носит то же имя, что и седьмой по линии Каина.

Мы будем сравнивать следующие личности: Каин и Сиф, седьмое поколение - Енох и Ламех, а также Ламеха по линии Каина с Ламехом по линии Сифа и Еноха по линии Каина с Енохом по линии Сифа.

Каин и Сиф.

Когда Ева рождает Каина, она говорит "приобрела я человека от Господа" (Быт. 4:1). Когда она рождает Сифа, она говорит: "Бог положил мне иное семя"(Быт. 4:25). Хотя в обоих случаях упоминается Бог, однако, складывается впечатление, что в случае Каина Ева предписывает большую заслугу себе, а во случае Сифа - Богу.

 И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох. (Быт. 4:17)

 У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя ГОСПОДА. (Быт. 4:26)

Имена сыновей Каина и Сифа похожи.  Происхождение имени Енох спорно, но наиболее вероятна связь с глаголом "Ханах" - "обучать, посвящать". Еноху посвящен первый в истории город, который носит то же имя. Город и селение в древнем мире различались не по количеству жителей, а по наличию стены. Город - это поселение, защищенное стеной.

 Имя "Енос" переводится как "человек". В Ветхом Завете это слово используется в контексте слабости, ненадежности человека.

 Слова "называть" и "призывать" в древнееврейском идентичны. Каин обустраивается в месте своего изгнания. Он не подчиняется Божьему приговору "ты будешь изгнанником и скитальцем" (Быт. 4:12). Он полагается на город и посвящает все свои силы этому миру. Сиф, напротив, осознает слабость и ненадежность человека. И полагается не на человека и защиту города, а на Бога.

Енох и Ламех

Седьмой от Адама по линии Каина отличается тем, что у него уже две жены. Это первый случай полигамии, упомянутый Библии - прямой вызов изначальному Божьему плану. Также Ламех отличается мстительностью, которую он воспевает в своей песне:

 Ламех сказал своим женам: — Слушайте меня, Ада и Цилла! Слушайте, жены, что я скажу! Если ранит меня мужчина — убью! И если мальчишка ударит — убью! За Каина будет отомщено семикратно, а за Ламеха — семьдесят раз и семикратно!
 (Быт. 4:23-24 современный перевод
 

Линия Каина отличается прогрессом в технике и искусстве. 

  У Ады родился сын Явал, и от него произошли те, кто живет в шатрах и пасет скот‚
 а от его брата Ювала — все, кто играет на лире и свирели.
 У Циллы родился сын Тувал-Каин — кузнец, ковавший бронзу и железо.
 (Быт 4:20-22 Современный перевод)


Но этот прогресс резко контрастирует с моральной деградацией. 

Седьмой от Адама по линии Сифа - Енох. Его жизнь характеризуется одной фразой "Енох ходил с Богом". В Библии эта фраза означает близкие дружеские отношения. В рассказе о Енохе эта фраза повторяется дважды. И уникален этот человек тем, что он не умер. Бог просто забрал его. живым. 
Седьмой по линии Каина добился всего в этом мире, но был нравственным банкротом. Седьмой по линии Сифа не отличился ничем, кроме того, что переселился в другой мир.

Енох и Енох

Енох по лини Каина дал название первому городу на этой земле. Енох по линии Сифа первым из людей увидел город, который построил Бог.

Ламех и Ламех, или разные способы избавиться от стресса.

В линии Каина рождается первая дочь в Библии, которая названа по имени - Ноема. Она - дочь Ламеха. Сын Ламеха из линии Сифа - Ной. Эти имена похожи по значению и по звучанию.

После того, как перечисляются три сына Ламеха и их профессии, упоминается также их сестра. Читатель ожидает, что будет названа ее профессия, какое-то искусство, которое она основала, но этого не происходит. Есть только имя. Ноема значит "Утешение".

Родители давали имена не зря. Ламех по линии Сифа не был исключением.

Ламех жил сто восемьдесят два года и родил сына,
 и нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял ГОСПОДЬ.
 (Быт. 5:28-29)


  
 Слово "утешит" - это слово того же корня, что и слово "ноема".

Родители Ноемы ассоциировали утешение с дочерью. Родители Ноя ожидали утешения от сына. Эти имена похожи, но не идентичны. "Ной" означает "покой". Утешение и покой связаны очень близко. 

Но чего бы ни ожидали от Ноемы родители, мы о ней больше ничего не знаем. Мы знаем только то, что пришел момент, когда потомки Сифа, взяв пример с Евы, обратили взгляд на то, на что не стоило. Они начали брать в жены женщин из клана Каина. Они уже не хотели черпать утешение ни в призывании Божьего имени, ни в дружбе с Богом, ни в судьбе Еноха. Они искали утешения там же, где и потомки Каина. 

Но сами по себе эти имена уже говорят о том, что эти люди уже устали. У них был стресс, который они пытались погасить грехом.



    И увидел ГОСПОДЬ, как много зла на земле от людей: все их мысли непрестанно устремлены к злу. (Быт. 6:5 современный перевод)
    
И тут мы узнаем, что у Бога тоже есть чувства.

  И раскаялся ГОСПОДЬ, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. (Быт. 6:6 )

Слово "раскаялся" происходит от того же корня, что и слово "утешать". Бог был в безутешной печали от того, что люди, которых он создал для жизни и счастья, выбрали смерть и депрессию. Его мучил факт, что люди ищут утешения не там, где его можно найти, хотя источник утешения совсем рядом. Назрела необходимость остановить это зло. 

Человеческое стремление жить по своему - это стресс для Бога, потому что этот путь ведет человека к вечной депрессии, которая прекращается только со смертью.
О Божьем утешении во время стресса - следующий пост.




  


Комментариев нет:

Отправить комментарий