понедельник, 28 января 2013 г.

Право на нравственность



Тварь ли я дрожащая, или право имею?
Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание.

Не понял я в школе этого произведения. Только в свете Библии можно понять Достоевского.
Каждый живой язык со временем течет и изменяется. Современное значение слова «тварь» не дает представления о вопросе, который пытался решить для себя Раскольников. Ведь первоначальное значение слова «тварь» - это творение.
Творение ли я дрожащее, или право имею – это вопрос, который ставит перед собой Раскольников. Я должен подчиняться Тому, кто создал меня, или я имею право сам устанавливать свои нравственные нормы? Я творение, подчиненное кому-то, или сам хозяин своей жизни?

Вот это и проблема человеческого греховного мышления. Дьявол с самого начала пытается обставить все дело так, как будто послушание Богу ограничивает ангелов, а потом и людей в правах. Обман состоит в том, что грех предоставляет определенные привилегии и права, которых лишены те, кто находятся с Богом в отношениях завета.

В книге Раскольников озвучивает этот вопрос в присутствии верующего человека. И тут же получает ответ:
Убивать? Убивать-то право имеете?

Именно так и обстоит дело. В первой главе Бытие мы читали о том, что, творя живые существа, Бог назначил каждому Его сферу обитания. Птицы наполнили воздух, рыбы – море, звери – землю. Человек же был назначен владыкой над всеми. В пространственном смысле у него не было ограничений. Его сферой обитания была нравственность – добрые отношения с Богом. Обитание в этой сфере предоставляло ему все преимущества, которые рассматриваются в пособии на этой неделе. Называть эти преимущества правами я бы не хотел, так как слово «право» подразумевает то, что Бог нам должен что-то, а это не так. Нет у нас прав. Все – Божий дар. Иначе благодать уже не была благодатью.

Но вне отношений с Богом нет уже ни прав ни преимуществ. Есть только право грешить в тех рамках, на которые решимости хватит.  Преступление – это разрыв отношений с Богом. Наказание – это жизнь под властью греха. Так могло бы быть, но Бог дает человеку второй шанс – право, или опять же – дар выбора. Но этот дар Богу дорого обошелся.

Тут хорошо бы сравнить то, как человек добивается определенных прав с тем, как своего права добился Иисус. Он имел полное право нас уничтожить. Но Его решением стало наше спасение. А вот завоевать право на наше спасение, завоевать право взять книгу у Сидящего на престоле – это многого стоило. Человеку и в голову бы не пришло, что для того, чтобы право иметь, надо не через людей шагать, а позволить, чтобы через тебя переступили. Но Иисус понимал то, чего Раскольников не понимал. Для Него воля Отца была важнее, чем все преимущества, которые дьявол Ему предлагал.



Голгофа – это высшее проявление Божьей нравственности. Это наш билет на возвращение в ту сферу, в которой мы можем быть счастливы. И это незаслуженное право. Это дар.

Комментариев нет:

Отправить комментарий