Ф. М.
Достоевский. Преступление и наказание.
Не понял я в школе этого произведения. Только
в свете Библии можно понять Достоевского.
Каждый живой язык со временем течет и
изменяется. Современное значение слова «тварь» не дает представления о вопросе,
который пытался решить для себя Раскольников. Ведь первоначальное значение
слова «тварь» - это творение.
Творение ли я дрожащее, или право имею – это вопрос,
который ставит перед собой Раскольников. Я должен подчиняться Тому, кто создал
меня, или я имею право сам устанавливать свои нравственные нормы? Я творение,
подчиненное кому-то, или сам хозяин своей жизни?
Вот это и проблема человеческого греховного
мышления. Дьявол с самого начала пытается обставить все дело так, как будто
послушание Богу ограничивает ангелов, а потом и людей в правах. Обман состоит в
том, что грех предоставляет определенные привилегии и права, которых лишены те,
кто находятся с Богом в отношениях завета.
В книге Раскольников озвучивает этот вопрос в
присутствии верующего человека. И тут же получает ответ:
Убивать? Убивать-то право имеете?
Именно так
и обстоит дело. В первой главе Бытие мы читали о том, что, творя живые существа,
Бог назначил каждому Его сферу обитания. Птицы наполнили воздух, рыбы – море,
звери – землю. Человек же был назначен владыкой над всеми. В пространственном
смысле у него не было ограничений. Его сферой обитания была нравственность –
добрые отношения с Богом. Обитание в этой сфере предоставляло ему все
преимущества, которые рассматриваются в пособии на этой неделе. Называть эти
преимущества правами я бы не хотел, так как слово «право» подразумевает то, что
Бог нам должен что-то, а это не так. Нет у нас прав. Все – Божий дар. Иначе
благодать уже не была благодатью.
Но вне
отношений с Богом нет уже ни прав ни преимуществ. Есть только право грешить в
тех рамках, на которые решимости хватит. Преступление – это разрыв отношений с Богом.
Наказание – это жизнь под властью греха. Так могло бы быть, но Бог дает
человеку второй шанс – право, или опять же – дар выбора. Но этот дар Богу
дорого обошелся.
Тут хорошо
бы сравнить то, как человек добивается определенных прав с тем, как своего
права добился Иисус. Он имел полное право нас уничтожить. Но Его решением стало
наше спасение. А вот завоевать право на наше спасение, завоевать право взять
книгу у Сидящего на престоле – это многого стоило. Человеку и в голову бы не
пришло, что для того, чтобы право иметь, надо не через людей шагать, а
позволить, чтобы через тебя переступили. Но Иисус понимал то, чего Раскольников
не понимал. Для Него воля Отца была важнее, чем все преимущества, которые
дьявол Ему предлагал.
Голгофа –
это высшее проявление Божьей нравственности. Это наш билет на возвращение в ту
сферу, в которой мы можем быть счастливы. И это незаслуженное право. Это дар.
Комментариев нет:
Отправить комментарий